Небольшая подсказка:
Введите ваш электронный адрес, и мы будем высылать на ваш имейл наш электронный журнал с интереснейшими материалами. Это обогатит и ваш почтовый ящик, и вашу жизнь. :) Совершенно бесплатно!
Да, и не забудьте, пожалуйста, "лайкнуть" нашу страницу в Фейсбуке! ;)
Обратная связь

Затяжная катастрофа

Затяжная катастрофа

 почта

Поразительна сила печатного слова… То есть, простите, я, кажется, не так выразился. Правильнее было бы сказать “напечатанного слова”, так как я имею в виду именно его графику: курсив, разрядка, строчные буквы, прописные…

Слово “катастрофа”, написанное со строчной буквы, готово податься хоть в лексикон домохозяйки, хоть в арсенал геополитического обозревателя, ибо может относиться к чему угодно: от выкипевшего бульона до взорвавшегося вулкана. Но напишите это слово с прописной (заглавной) буквы и значение его станет настолько до боли конкретным, что не нужно требовать аусвайс, чтобы удостовериться в его национальности.

Это слово в ушедшем столетии обновило еврейский календарь еще одной датой – Днем Катастрофы. Память о Холокосте, длившемся годы, трудно увековечить конкретным числом, поэтому дата была установлена в память о восстании в варшавском гетто, ставшем символом мужества обреченных.

Если перелистать назад еще девятнадцать пропитанных еврейской кровью страниц-веков, то ужас их повествования вновь померкнет от представшей перед глазами картины: две антиримские войны, стоившие около полутора миллионов еврейских жизней. У той Катастрофы была своя кульминация, свой пик, ставший днем поста и траура на долгие века – день падения Иерусалима и разрушения Храма – Девятое Ава.

И без того не слишком мерный ход еврейской истории многократно запинался именно на этой черной дате. Самые страшные несчастья случались с евреями именно в этот день. Первый раз это произошло сразу же после исхода из Египта. В этот день вернулись разведчики, посланные Моисеем в Святую Землю, и народ, запуганный их рассказами, возроптал: "Выберем себе главу и вернемся в Египет!" За это приход в Землю Обетованную был отсрочен Всевышним на сорок лет, а все поколение Исхода (мужчины старше двадцати лет) было обречено на смерть в пустыне. Предание гласит, что люди ложились спать в вырытые ими же самими земляные ложа. Утром просыпались не все. Для тех, чей черед был в этот день, ложа становились могилами.

С тех пор наш народ пережил не одну катастрофу, но ни одна из них не стоила нам стольких еврейских жизней, сколько та, которую мы переживаем сейчас. Имя ей – ассимиляция. Назовите ее бескровной, назовите ее даже духовной Катастрофой – это будет слабым утешением, ибо нас, живущих сейчас, не намного больше чем полвека назад.

В Союзе мы жили на земле, в которую трудно было врасти корнями, в которой трудно было даже окопаться, для которой еврейское тело было инородным. Здесь, в Америке, почва пожирнее и порыхлее. Поэтому могилки рыть легче. И для детей и для себя. "Не нужна ему пока еврейская школа, пусть сначала выучит английский". "Сначала работа – потом синагога". "Сначала работа получше – потом…" Это "потом" никогда не наступает. И повертевшись для удобства в свежевырытых уютных траншейках, мы преспокойно засыпаем. И год от года нас просыпается все меньше. А согласно прогнозу Гордона-Горовица, к концу первой четверти этого столетия евреями проснутся лишь 60% от нынешней численности евреев Америки. И в странах бывшего Союза нынешняя стуация совсем не лучше, и прогнозы не радужней...

Забывая о том, кто мы, для чего живем, и даже не пытаясь об этом вспомнить или напомнить своим детям, мы роем сами себе могилу, и так ли уж иносказательна эта отнюдь не землеройная идиома, если дети и внуки рождаются неевреями. И в перечне потомков Авраама, Ицхака и Якова сотнеименные цепочки поколений заканчиваются нашими именами, за которыми больше ничего не следует…

Р-н Эли Коган
© Copyright, all rights reserved. If you enjoyed this article, we encourage you to distribute it further, provided that you comply with Chabad.org's copyright policy.
 почта
Обсудить
Sort By:
19 комментариев
1000 Знаков осталось
Михаэль США 7. Февраль, 2014

Во времена Моисея, а так же во времена на много более поздние, евреи пахали землю, разводили скот, занимались ремёслами и строительством. Ещё они защищали свою землю. В наше же время еврей с лопатой стал героем анекдотов. Да что там лопата? Я даже среди адвокатов последнее время не замечал кипы, не говоря уже о военной службы. Зазорно работать. Зазорно защищаться. Зазорно приносить пользу. А зачем? Лучше жить за чужой счёт, под чужой защитой и смотреть на тех кто кормит и защищает свысока. Веками евреи не видели в работе и обороне ничего плохого, даже наоборот. И вдруг - нате! Вот теперь вопрос: это кто от еврейства отделился? Reply

Эстер Днепропетровск, Украина 22. Август, 2012

Та же Для Ивана. Да кто их равинов, чем поливает? Но каждый должен знать свое место ироль, отводимую ему.. Прочтите же наконец - Тегилим, да и весь Танах воспевают человека труда. Того, который под своим деревом сидит, свое вино с сыром пьет. Где вы видели, чтобы воспевали попрошайничество. Учитель это вполне достойная профессия, учить Торе- почетная обязанность, раньше не оплачивалась, наоборот - запрещалось получать за это деньги. Потом , наиболее популярные учителя стали просить, чтобы им возмещали за время, потраченное на п реподава-ние. То, что происходит сейчас в религиозном мире, когда муж учит Тору и работает только жена или оба живут за счет государства, плодят - зачастую даунов, чтобы жить за счет количества детей. Это кошмар, нигде столько даунов не видела, сколько в религиозных районах. Это генетическая бомба, вот о чем надо волноваться. Reply

Иван не еврей Liepaja, Latvia 22. Август, 2012

Читаю комментарии евреев и удивляясь понимаю, почему некоторые евреи поддерживают этих ПУСИ. Обмерщвляются люди, бегут, бегут за мирской суетой. Ладно сами живете, как можете, зачем же раввинов поливать грязью? Печально. Reply

Мария Петах-Тиква, Израиль 1. Август, 2012

Про "ямочки" По моему мнению, Ассимиляция – это Не «преступление». Это - вполне естественный процесс, который происходит с любым человеком, и в каждой индивидуальной жизни. И мы все когда-то проходим «диффузию» в окружающий мир, проникая своим внутренним состоянием, своим внутренним «Я» во внешнюю среду обитания, и эта «диффузия» не может рассматриваться только как категорическая и односторонняя «потеря», но именно эта мысль как-то намеренно подчеркивается в статье.
Что конкретно «теряем»? Количество? Отдадим – не восполним? А Качество как же? А куда «пропал» Личный Выбор человека в процессе его жизни? Ведь «Кто ищет – тот ВСЕГДА найдёт!» И большинство ищущих людей – находят . По моему мнению, мнение «про ямочки» - деструктивно, и искусственно возбуждает у читателей какую-то «псевдо-тоску» или внутреннее напряжение. Просто я хочу сказать, что Жизнь в её многообразии совершенно не портит никакая "ассимиляция", и её не испугать никакими "траншеями-ямочками" Reply

Эстер Днепропетровск, украина 1. Август, 2012

затяжная катастрофа Ну, наконец-то хоть один здравомыслящий. Ну конечно, одной Торой сыт не будешь, работать надо. А должность синагогальгых попрошаек никогда не считалась почетной, это сейчас они нпытаются набрать силу и даже командовать спонсорами. Неужели не понимают - если человек сумел нажить состояние, то ума на понимание тевстов ТаНаХа у него хватит без консультации с недоумками, в Интернете найдет консультанта, коли нужен будет. Им просто работать не хоцца, вот и подняли визг. Таких испытаний у евреев вскегда хватало. Выжили! и дальше выживем. Reply

Эдуард. Мигдаль Эмек, Израиль 31. Июль, 2012

О духовной катастрофе. " И повертевшись для удобства в свежевырытых уютных траншейках, мы преспокойно засыпаем" Со всей ответственностью заверяю вас, Рав. Коган:- не дождётесь! Думаете, от испуга все побросают работу, учёбу в школе, откажутся от изучения английского и, одевшись в чёрные лапсердаки, засядут денно и ночно за изучение торы? Хорошо, и что же они там познают? Они узнают, что наш еврейский ( и не только) бог одним махом в 2449 году от сотвореия мира, принял решение об уничножении целого поколения еврейских мужчин, заставив их рыть себе ямки. Так, где фашисты познали опыт, когда евреи сами рыли себе рвы, в которых под клич " С нами бог " их закапывали живьём? Вы может знаете другого бога?
Евреи, никакой духвной катастрофы нет и не предвдится. Никому не удастся вернуть нас во времена мракобесия и сами уьтра дати не смогут и не захотят туда вернуться. Сегодня видел молящегося человека, считвающего слова молитвы на экране пелефона.
Не гоже печалиться, что дети и внуки родаются неевреями - огиюрются. Reply

INNESA SOFONOVA bogota, colombia 31. Июль, 2012

zatiaznaia katastrofa DUMAU CHTO AVTOS SLISKOM PESSIMESTICHEN , MNOGIE NAJODIAT DOROGU K TORE , IX PROSTO NADO PODDERZIVAT , MNE 45 , RODITELI PRI SOVKE BILI ABSOLUTNIMI ATEISTAMI , KAK NAM BILO ORIENTIROVATSIA ? Reply

Эстер Днепропетровск, Украина 30. Июль, 2012

ассимиляция Так, похоже, мой вопрос ко мне же и вернулся. Ну, неужкли непонятно. Те, кто знает истрию, помнят - всегда в нашем народе были те, ктотрудился, потом НАНИМАЛ раввина - и менял кго, если тот наглел. А раввиов - почитайте хотя бы того же Башевиса - отлмчала нищета. Ну, в лучшим случае, средний уровень благосостояния. А теперь не община нанимает рава, а рав под седя гребет спонсорские деньги. Хорошо, если он это делает, уменя сохранить равновесие между своим и общинным кармрном, при этом свой прилежащий круг ограничивая. А если нет7 Рав - это же не священник, и тем более не святой, а УЧИТЕЛь. И община вправе Выбрать себе учителя. И ассимиляция определенной части народа была всегда, и религия не спасала. Эликтрики говорят: Ненцжное выгорит. И боятся этого только те, кто боится потерять спонсоров - то есть дойных коров. Учить тоже надо уметь, а не умеешь - потеряешь учеников.
Так что "врач - исцелись ка сам" Reply

Яков Байтин Кирьят Бялик, Израиль 30. Июль, 2012

о катастрофах Позволю себе заметить комментатору Санта, что, если всё по плану, то о чём беспокоиться? Работать не обязательно (можно жить в пещере у моря и питаться рыбой (часть можно обменять на хлеб и пр.). Семью иметь не надо (опыт многих подтверждает)... Однако, мы страдаем и от нашей малочисленности, и от недостаточного понимания основ нашего же существования. И прошлые важнейшие катастрофы, о которых прекрасно и вовремя напомнила статья, эти наши недостатки подчеркнула. Развиваться надо всем и каждому + численно увеличиваться + сокращать потери.
Позволю себе заметить, что и об опасности атеизма есть смысл не забывать. Из истории известно, как легко он становится "воинственным", а потом и "воюющим". Уверен, что на нём же и антисемитизм круто замешан.
Спасибо за статью, уважаемый Эли: я собираю такие материалы. Reply

Аелет Лурье Пермь, Россия 27. Июль, 2012

Ассимиляция Да, грустная статья... Написано емко, но грустно. Хотелось бы хоть немного оптимизма. Ни о каком приходе Мошиаха не может идти речи. А ведь в Торе все сказано: "... если по моим законам поступать будете," А все-таки вновь наступает шабат! Шабат шалом! Легкого всем поста! Reply

Мария Москва, Россия 27. Июль, 2012

Не смотрите на жизнь сквозь призму материальности - она сильно искажает! а оптимисту Вячеславу - завидую... вот где истинная вера! Reply

Санта ashkelon 27. Июль, 2012

А может всё по плану? А может евреев не должно быть слишком много. И если человек отходит от этого пути, значит так и надо. До Третьего храма дойдут самые стойкие. Те кто достоин... Reply

Александр Москва 26. Июль, 2012

Ассимиляция Ассимиляция - действительно страшное явление. Я думал, что такое разрушение происходит только в бСССР, но судя по словам р-на Эли Когана и в США тоже. Ответ прост - каждый родитель ОБЯЗАН отдать ребёнка именно в еврейскую школу. Тогда при это неизбежно еврейские мальчики будут общаться с еврейскими девочками Reply

Рахель Моргун Кирьят Шмона, Израиль 25. Июль, 2012

Затяжная катастрофа Прочитала.Заплакала от боли за нас ...Б-г посылает столько испытаний , сколько можем выдержать...Больно ,жутко ,все видим ,все знаем...Как остановить процесс ? А , может ,нужен "Пинхас" ?
Лучше чтобы скорее пришел Машиах .Да будет так в наши дни! Рахель Reply

Anonymous tallinn, estonia 22. Июль, 2012

ассимиляция Всё верно описано. Но где же решение? Я предлагаю давно известное всем: Тфила, Тора, Цдака. Reply

Натан Москва, РФ 12. Июль, 2012

Эстер, ответ на ваш вопрос в самой Торе и есть. Там все написано, кто должен давать, кому и сколько. А в более подробном виде - шулхан арух, алахот цдака. Про машину и дом учитель, конечно, явно загнул Reply

вячеслав сша 10. Ноябрь, 2011

Стоит ли беспокоиться о будущих следствиях ассимиляции.когда до прихода Мессии осталось может быть несколько лет.
Все что нужно делать это держаться Истинного Писания и никому не позволить себя обмануть,даже лжерелигиозникам . Reply

Моше Днепропетровск, Украина 14. Январь, 2010

материя и дух Мне кажется, что Вы, Эстер именно об этом спросили, об золотой середине между духовным и материальным. Ну на этот вопрос есть простой для понимания, хотя и не простой для выполнения ответ: осознать что является целью, смыслом, главным, основным - не по времени а по значимости - , а что средством, дополнением. В этом смысле мне кажется что многим это сегодня понятно, что именно чрезмерное, а не просто увлечение работой и материальным жизненным успехом может увести не только от иудаизма, но и вообще от понастоящему осмысленной жизни. Нам не следует отрекаться от тела, да и ни к чему хорошему это не приведет, но мы способны осознать, что скорее тело средство для души, а не наоборот.
А вопрос пропорций - кроме того, что требует галаха - сугубо индивидуален и зависит от склонностей, способностей и т.п. Reply

Эстер Днепропетровск, Украина 23. Июль, 2009

Ассимиляция А как найти золотую середину? Вы можете дать рецепт, ребе? Конечно, можно замкнутьсяч в своем еврейском естестве, только учить Тору, размножаться и жить на подаяниеспонсоров. Ну, а кто-то дллжен быть спонсором?Г Кто-то же должен заработать, чтобы синагогальные попрошаки жили не тужили? Я человек горджый, мои дети тоже.Мы привыкли ЗАРАБАТЫВАТь на себя, а не просить подаяние. Впрочем, не просят - требуют. Недано к сыну подошет его учитель и посоветовал отречься от земных благ - машины,загородного дома и тп. "В чью пользу - спросил сын - В твою?" Каков был ответ, догадайтесь сами. Вы считаете, что чрезмерное увлечение работой и жизненным успехом уведет лот иудаизма? Не согласна. Но укажите путь,который высчитаете верным. Отдавать все? Кому? Предостерегатьлегко, дайте совет - как? Reply