Небольшая подсказка:
Введите ваш электронный адрес, и мы будем высылать на ваш имейл наш электронный журнал с интереснейшими материалами. Это обогатит и ваш почтовый ящик, и вашу жизнь. :) Совершенно бесплатно!
Да, и не забудьте, пожалуйста, "лайкнуть" нашу страницу в Фейсбуке! ;)
Printed from ru.chabad.org
Обратная связь

Был ли Моисей ортодоксом? (часть 2-я)

Был ли Моисей ортодоксом? (часть 2-я)

 почта

Часть вторая.

Статья р-на Джейкобсона "Был ли Моисей ортодоксом?", вызвала после публикации целый поток отзывов. Большинство из них были положительными. Но не все. Один раввин из штата Мичиган обвинил автора в том, что он-де "прискорбно ошибается, если думает, что "соблюдение Торы и заповедей не создает, не устраняет и не меняет собственную душу человека""... Этот раввин утверждал: "Нет сомнения, что соблюдение Торы и заповедей – единственный ключ к общению с Творцом. Люди, которые последовательно идут этим путем, называются ортодоксальными евреями, и Всемогущий все последние 3500 лет охранял их от окольных путей, которыми идет сбитое с толку, заблудшее человечество".

Ниже следует ответ р-на Джейкобсона.

Вместо того чтобы спорить с тем автором письма, который не сумел понять смысл моей первой статьи "Был ли Моисей ортодоксом?", отступим на шаг. Чем пытаться выяснить состоятельность "ортодоксии", лучше попытаемся уяснить себе, что по сути дела делает еврея евреем.

Может быть, культура? Образование? Соблюдение обрядов? Личность? Гены? История? Программирование? Антисемитизм? Куриный бульон? И т.д. и т.п. – при желании список можно продолжить. А между тем ответ прост. Что делает вас человеком? Человеком – и что гораздо важнее – евреем вас делает одно и только одно: ваша душа, ваша Нешама.

По сути дела вы – это ваша душа, заключенная в сосуд вашего тела. Б-г создал вашу душу по Своему Б-жественному образу и подобию. Эта душа – "неотъемлемое право" всякого человека, неизменное и непроизвольное. Душа так же неизменна, как сам Г-сподь Б-г. Для философии Торы основной является мысль, что ничто – никакие действия, никакое поведение – не может изменить Б-жественную природу души. Душа вечна; и еврей имеет уникальную еврейскую душу.

Даже если человек – упаси Б-г – согрешит и нарушит Б-жий Закон, всегда остается надежда на тшуву (раскаяние). Маймонид писал: "Тора заверяет, что в конце галута (изгнания) евреи совершат тшуву". Даже если человек не искупит своих грехов, его поведение отразится на его теле и на взаимоотношении тела и души – но не на самой душе. В иудаизме, безусловно, нет такой вещи, как вечные страдания души.

Это не просто чье-то мнение или точка зрения, это фундаментальный компонент еврейской веры, веры в бессмертие Б-га и в Б-жественную душу, абсолютная вера в то, что Б-жественный замысел в отношении всего существующего реализуется. Иудаизм учит, что зло преходяще, а добро вечно. Добро должно восторжествовать и восторжествует. Это – основа нашей веры в Мошиаха и в Освобождение: мы верим, что мир наконец поймет цель, ради которой он был создан. Меньшее ставило бы под сомнение существование самого Б-га.

Хорошо известное высказывание Гилеля гласит: "Любите все создания и приближайте их к Торе". Когда Гилель употребляет на первый взгляд странное выражение "создания", вместо того чтобы сказать "любите всех людей", он напоминает нам, что даже если человек лишен явных достоинств, все равно его следует любить за одно то, что он – Б-жие создание. Б-г решил создать его, и это самая главная причина любить друг друга. Поэтому мы любим каждого безоговорочно, безусловно, в том числе и преступников и тех, кто не выполняет того, к чему он призван.

Но этим все не ограничивается. Подлинная, безусловная любовь означает также, что ты желаешь своему любимому только самого лучшего. Поэтому Гилель продолжает: "И приближайте их к Торе". Любовь к ближнему заставляет делать все, что в ваших силах, дабы вдохновить своего ближнего и побудить его жить так, чтоб он мог максимально реализовать свои потенциальные возможности. Поэтому я могу быть не согласен с поведением или выбором какого-то другого еврея, но никогда не стану осуждать человека в нем. Я обниму его как брата, ибо оба мы Б-жьи дети.

А сейчас давайте вернемся к вопросу о "религиозной принадлежности" Моисея.

Понятие "ортодокс" политизировано и бюрократизировано. Большинство светских людей понимают под "ортодоксом" не еврея, соблюдающего предписания Торы, и не "Б-гобоязненного еврея", а политическую партию, "догматичное меньшинство", которое жаждет власти и навязывать свою волю другим. Как бы там ни было, но таково представление об ортодоксии у многих людей.

Кто может сказать, что они ошибаются? Сколько евреев отшатнулись от иудаизма по уважительным причинам: одни бежали из дома, потому что в нем господствовал религиозный гнет; другие почувствовали себя чужими в синагогах и столкнулись с раввинами-бюрократами, несдержанными, сердитыми, лицемерными или даже ведущими себя оскорбительно - и все якобы во имя "ортодоксии" и выполнения "Б-жьей воли". Такие раввины не видят сути, следуя букве Закона, но не его духу.

Термин "ортодоксальный" зачастую подразумевает "негибкий", "застойный". А между тем Галаха (еврейский Закон) имеет также значение "Галиха" – "движение". Ибо это динамичная, живая система. Она не отбрасывает к доисторическим временам, а обеспечивает живой подход к жизни, подход, который позволяет создавать бесконечно много новых сочетаний Б-жественной музыки, пользуясь теми же "нотами", что и наши святые предки.

Нигде в Торе не найти такого слова, как "ортодокс", да на самом деле, не найти там и слов "реформист" или "консерватор". Термин "ортодоксальное еврейство" был создан только после того как родились реформистское и консервативное движения, чтобы противопоставить одно другому и подчеркнуть контраст между ними. Поэтому мы снова задаем вопрос: "Был ли Моисей ортодоксом?" Нет. Ибо ярлыкам и определениям, изобретенным человеком, нет места в отношениях между нашей душой и Б-гом.

Р-н Саймон Джейкобсон
© Copyright, all rights reserved. If you enjoyed this article, we encourage you to distribute it further, provided that you comply with Chabad.org's copyright policy.
 почта
Обсудить
1000 Знаков осталось
Email me when new comments are posted.
Sort By:
Дискуссия (9)
17. Июнь, 2015
"Даже если человек не искупит своих грехов, его поведение отразится на его теле и на взаимоотношении тела и души – но не на самой душе. В иудаизме, безусловно, нет такой вещи, как вечные страдания души."
А как с душенькою Гитлера и иже с ним? Ежели душа - вечна? Один раввин (не буду называть фамилию) представляет такие душонки после всех "деяний смертных" находящиеся как бы в "консервной банке" и не имеющие возможности к переходу в аолам аба. Но наблюдающие из своего "места пребывания" за тем как иные души , так сказать, входят в этот самый будущий мир. Так как же это состояние назвать как не "вечными страданиями" этой душонки, заслуженно полученными за результат ее жизни в этом мире? И, АЛАХА - от слова лалехет, безусловно, подразумевает движение. Но "ортодоксия" (как Вы изводили выразиться) представляет собою устойчивую связь человека и мицвот, следовательно, и Творца. Это - Тройная нить. А с Творцом - это уже опять-таки ДВИЖЕНИЕ. Но - УСТОЙЧИВОЕ ( в смысле - уверенное).
Елена Тымкович-Чайковская
Львов, Украина
8. Апрель, 2014
Обещание
Г-сподь Б-г обещал Аврааму и исполнил это обещание. Уникальность еврейской душив том, что частичка души Авраама есть в каждом еврее. Это лучшее что может быть у человека.
Саня
Краматорск
13. Август, 2013
Огромная благодарность автору, полностью согласна с Вами!
maina
Israel
3. Ноябрь, 2012
Хорошо известное высказывание Гилеля гласит: "Любите ВСЕ создания и приближайте их к Торе". Когда Гилель употребляет на первый взгляд странное выражение "создания", вместо того чтобы сказать "любите всех людей", он напоминает нам, что даже если человек лишен явных достоинств, все равно его следует любить за одно то, что он – Б-жие создание. Б-г решил создать его, и это самая главная причина любить друг друга. Поэтому мы любим каждого безоговорочно, безусловно, в том числе и преступников и тех, кто не выполняет того, к чему он призван...Поэтому я могу быть не согласен с поведением или выбором какого-то другого ЕВРЕЯ, но никогда не стану осуждать человека в нем. Я обниму его как брата, ибо оба мы Б-жьи дети.
...Гелель, имея ввиду "любое создание", говорил о евреях только? Я правильно понял, что вы так считаете?..Спасибо.
Игорь
Сумы, Украина
25. Август, 2012
Кто может сказать, что они ошибаются? Сколько евреев отшатнулись от иудаизма по уважительным причинам: одни бежали из дома, потому что в нем господствовал религиозный гнет; другие почувствовали себя чужими в синагогах и столкнулись с раввинами-бюрократами, несдержанными, сердитыми, лицемерными или даже ведущими себя оскорбительно - и все якобы во имя "ортодоксии" и выполнения "Б-жьей воли". Такие раввины не видят сути, следуя букве Закона, но не его духу.
Тамир
20. Август, 2012
В самом общем виде ответ на ваш, Сергей, вопрос об отличии еврейских душ от душ нееврейских можно аргументировать фактом избранности еврейского народа, что как вы сами должны понимать, не может ограничиваться только физическим аспектом, но разница, отделенность еврейского народа от других народов (тех из кого он был избран), ПРЕЖДЕ всего имеет духовные корни.
А в отношении того что вы приводите строки о "жестоковыйности" и других негативных человеческих качеств - так статья дает четкий ответ на этот вопрос, который заключается в том, что Б-жественная душа остается чистой несмотря на дурные поступки и проявления негативных черт характера. "Душа так же неизменна, как сам Г-сподь Б-г. Для философии Торы основной является мысль, что ничто – никакие действия, никакое поведение – не может изменить Б-жественную природу души"
Моше
20. Август, 2012
Бог не изменяется, а душа человека в ноздрях его.
Образ и подобие вовсе не оригинал. И кто не сохранить верность истинам, которые открыты Богом, тем суждено получить воздаяние в виде наказаний в вечности...
Этот завет заключен первым человеком- Адамом, а иудеи тоже потомки его.
Мир!
Ахмед
Ташкент, Узбекистан
20. Август, 2012
Там, где служители синагог делают строгий отбор среди евреев как то, обрезанный, не обрезанный, изучал Тору, не изучал Тору, Умеет молиться именно так, как молятся в этой синагоге и т. д.и т. д., рядом возникают синагоги разных толков.А если бы они воспринимали всех как своих братьев, то и смысла не было бы их создавать.
Вот те, которые себя считают ортодоксами и создают предпосылки к созданию синагог различного направления. Нам не хватает терпимости и мудрости. А избраны мы Б>гом не потому, что мы самые умные (хотя в этом тоже доля правды есть), а потому, что мы, как ни странно, являясь народом жестоковыйным, можем служить примером несения веры сквозь сотни лет издевательств.
Анатолий
Дортмунд, Германия
12. Август, 2010
"что по сути дела делает еврея евреем?" - Еврея евреем делает по моему мнению то, что он всегда пытается противопоставлять себя окружающим его людям. Евреи не хотят "сливаться" с обществом, в котором живут. У них всегда должен быть свой взгляд на мир. Не спорю, часто они подобны траве, прорастающей даже из под аасфальта, так велика их "бунтующая" составляющая характера. Возможно, это одна из причин, почему Господь именно евреям доверил истинную веру (ПЕРВУЮ в мире монотеистическую религию, ведь все окрестные племена древности верили в многобожие). Заметьте, я говорю о евреях вообще, а не об иудеях в частности!
"Душа вечна; и еврей имеет уникальную еврейскую душу." - Это чем же еврейская душа уникальнее нееврейской??? Еще Моисей сказал о евреях, что они народ жестоковыйный, при малейшем послаблении стремящийся к поклонению ложным богам, идолам. И Господь дал евреям Ханаан и Галаад не из-за того, что евреи уникальнее других, но из-за того, что местные народы творили мерзости пред Богом!
Сергей