Обратная связь

Вначале Он создал ничто

Вначале Он создал ничто

 почта

Есть поговорка: "Неизвестно, кто открыл воду, но уж во всяком случае это были не рыбы!" Согласно ей трудно представить, каким образом человечество могло открыть существование или осознать его отсутствие. Если чтобы воспринимать воду, надо быть в состоянии распознавать ее, глядя со стороны, то что нужно, чтобы осознавать существование? Как может кто-то из нас быть вне Существования?

А между тем в истории о сотворении мира как раз и говорится, что существование есть, и мы "плаваем" в нем. У большинства народов существуют мифы о возникновении нашего мира, повествующие о том, как Земля и творения в неком мифологическом прошлом сформировались из другого, небесного, более великого мира. То, что из большого появилось малое, легко вписывается в известное нам наше привычное мышление. Получается, что вселенная существует бесконечно во времени и пространстве. Конечное, простираясь в бесконечном, постоянно отстраивает себя за счет собственной энергии. Возможно, это абсурдная концепция, но она опирается на более или менее понятное нам. А люди, как правило, предпочитают иметь дело с абсурдным, нежели с тем, что непознаваемо.

Однако представить себе сотворение неба и земли из пустоты – это выше возможностей человеческого ума. Как вообразить то, чего мы не знаем? Как вообразить отсутствие самой субстанции нашего воображения - отсутствие глагола "быть"? Вот почему, когда древние греки переводили Библию, они написали: "Вначале Б-г сделал небо и землю".У них не нашлось слова, имевшегося у евреев, означающего творить ex-nihilo, потому что для них такая концепция просто не существовала.

Однако в глубине души человека есть нечто, что резонирует с Ничем, что осознает существование Извне. Это не разум и не сердце, не что-то, что можно пощупать или описать, а просто некое ощущение близости с Бесконечным. Непознаваемое внутри нас соединяется с Непознаваемым вселенной, и через это мы знаем все.

Понимание книги Бытия означает знание этого мира Извне. Как сказал Моисей своему народу: "Знайте ясно, как день, и поразмыслите над этим: на небе и за его пределами, на земле и ниже, Непознаваемое – это Б-г. Ничего другого нет".

Вечное воссоздание

Подобно всякой истории, рассказанной в Торе, история сотворения мира – процесс вечный. То же относится и к каждому созданию Б-га – духовному и физическому, большому и малому, начиная с дивного солнечного "реактора" в небесах и кончая журналом, который у вас в руках. От ощущения бумаги под вашими пальцами – до мыслей, рождающихся у вас сейчас в мозгу, - все сущее непрестанно извлекается из пустоты.

И если эта динамика хоть на миг прекратится, все существующее исчезнет бесследно, не останется ничего, подобно тому, как не было ничего до того, как все началось. Мы – не предметы, мы – процессы, к тому же не очень устойчивые.

Сжатие бесконечности

Знать это нам необходимо, иначе мы ничего не сможем понять из книги Бытия. На каждом шагу книга Бытия помещает Бесконечного Б-га в пространство ограниченного мира. Книга рассказывает нам, что Бесконечный "неравнодушен" к происходящему в этом мире. Что он общается с ограниченными смертными из плоти и крови. Для общественных отношений с ограниченным миром Он отменяет те законы, которые Сам же установил как его параметры. Он превращает себя в "Него", в персонаж Своей собственной истории – такой персонаж, который может воспринимать даже самый маленький ребенок.

Если бы земля была местом, где Б-га нужно как-то разместить, вся история была бы полнейшим абсурдом. Если бы Б-г сформировал все из из некой реликтовой субстанции, которая уже была там независимо от Его желания, чтобы она была - с уже запущенным временем, готовым к эксплуатации пространством и заготовленными законами механики - мы могли бы всерьез ставить под сомнение каждую историю книги Бытия.

Но все наши трудности объясняются недопониманием того, что представляло собой Сотворение мира. Мы воссоздаем образ Творца по своему образу и подобию и предполагаем, что Он сделал мир, как делаются наши изобретения. Когда мы делаем посуду, то начинаем с глины. Когда мы изобретаем какую-то новую технологию, она основана на модели, уже имеющейся в природе. И поэтому наши маленькие игрушки могут прекрасно существовать и без нас, ибо их основная субстанция уже существовала до нас и от нас вообще не зависела.

Но Его шедевр возникает на полотне пустоты. Он и художник, и материал, и вдохновляющая идея - все в одном. Если хоть на миг Он уберет свою кисть, картина исчезнет. Он внутри Своего творения, потому что оно – это Его дыхание, Его мысль, Его слово. Он находится в каждом событии, в каждом предмете, в каждой мимолетной мысли, возникающей в нашем уме. Его можно найти всюду, где Он пожелает быть найденным, потому что везде есть только Он.

Откажитесь от мысли, что есть мир и есть Б-г. Это глупее, чем думать, что есть история и есть рассказчик. В конечном итоге мир и Б-г суть одно. Есть только рассказчик, выражающий себя в своей истории. Есть только Непознаваемое, выражающее Себя в виде мира.

(Перевод с английского)

Р-н Цви Фриман
© Copyright, all rights reserved. If you enjoyed this article, we encourage you to distribute it further, provided that you comply with Chabad.org's copyright policy.
 почта
Обсудить
Sort By:
13 комментариев
1000 Знаков осталось
Simon 1. Ноябрь, 2013

Torah existed Prior to Creation (Hashem created the Torah two thousand years before He created the universe, and it was used as a blueprint of creation. Is it true? So, our history used to be our future for Hashem who exist outside of any time frame. Is it true? If so, there is no vector in time flow and any development is just an illusion! Reply

Azalin Israel 10. Октябрь, 2013

Владимиру из Таллина

Вы спрашиваете,кто,кроме Создателя знает этот мир извне. В книге БЫТИЕ сказано" и вывел Всевышний Аврама наружу"., НЕ из шатра,а из пределов нашей Вселенной! , ибо только оттуда Он мог показать Авраму все звезды (видимые и невидимые{ невидимые -намек на темную материю }.
Если Вы читаете на иврите, то первая буква Библии написана Большой, хотя иврит не содержит прописных букв.Все буквы строчные,т.е. маленькие.
Письмо иврита отражает человеческую речь,А из речи нельзя понять,что должно начинаться с большой, а что с маленькой буквы.

Так вот, эта буква БЭТ ( ב ) , она направлена как бы внутрь книги , и говорит, что все, что правее ее нам не дано понять. Reply

Дмитрий Россия 10. Октябрь, 2013

в начале было слово...а что есть слово? я так понимаю, что древние, не имея понятия о высшей математике, физике и тп, так сформулировали появление вектора развития в хаосе, Вектора, который задал направление развития всему....и слово было Б-г...хотя у древних греков Боги во множественном числе упоминаются в библии...но это не важно, важно появление Вектора... Reply

илья Одесса , Украина via chabad.odessa.ua 15. Октябрь, 2012

что есть ничто? Давайте ,все таки в силу наших способностей, определим ,что есть ничто..
Например - имя не подтвержденное рождением какого либо объекта (неважно материального или духовного) есть ничто.
С энергетической точки зрения - ничто есть энергия абсолютного покоя.
Таким был Вечный пока не создал первое творение. Т.е. Ашем был ничто до создания творения. Разве не так? Reply

Юрий Киев via kolel.ru 12. Октябрь, 2012

Мысль рождает знания. Человек это глаза бога, его орган, решающий задачи познания самого себя. Reply

Anonymous Детроит, США 8. Август, 2012

Бог един один Бесконечность т.е нет начало и конца.
Не постежим для человеческого разума. Reply

alona haifa , izrael 6. Апрель, 2012

ze nahon ma-ima ?ma?-kaabaala.....tupum i goiam neponiat hag someah pesah kascher kascher iter kerov ma? Reply

вячеслав сша 4. Октябрь, 2011

о том что создано вначале Очень интересная для меня тема т.к. я по образованию физик.Укажу некоторые утверждения с которыми я не согласен.Бог не творил -НИЧЕГО,а просто до творения ничего не было.Т.Е. не было ничего материального,и ни пространства,ни времени.Бог все это сотворил.Вопрос:из чего сотворил?Ответ ни из чего.Просто сказал и сделалось ,повелел и явилось.Возможно Он имел план всего мироздания в Своем разуме,но до Его творения не было ничего.Просто- ничего не было.
Далее я не согласен с вашим намеком,что Бог это это и есть все мироздание т.к. оно Его дыхание и т. д..Ни в коем случае.Бог всегда и везде,но это потому что на Него не действуют законы пространства и времени,а не потому что Он и есть все мироздание.Безусловно все в Его руке и без Него не может существовать,но Сам Он вне всего этого.Ведь если Бог не сотворил все ,а превратился во все,то это оправдывает язычество,т. е. поклонение творению,которое по их представлениям и есть Бог. Reply

Игорь Белая Церковь, Украина 26. Апрель, 2011

Для Михаэля из Холона: Вы рассуждаете так, как Вы рассуждаете. Для человека, имеющего начало и конец, естественно так рассуждать, как Вы. Однако, есть понятие вечности, при котором нет начала и нет конца. Бог вечен, а значит и безначален, и безконечен. Просто надо принять это как должное. Reply

Михаил Самара, Россия 23. Март, 2011

Предел выразимого Думаю, есть предел за которым понятийный аппарат языка недостаточен для выражения мысли, поскольку каждое понятие начинает требовать своего определения, что в конце концов сводит мысль на Нет.
Как только мы подбираемся к истине, приходится оперировать уже не определениями, а образами. Невыразимое проявляется через то, что доступно восприятию, через образ.
Мир - творение Творца, его проявление. Поэтому слово "ПОНИМАНИЕ" к нему неприменимо. Я бы заменил его на "восприятие"., "отношение", "принятие". Reply

Владимир Игаль Маалот, Израиль 20. Март, 2010

Мы - не предмет? Полагаю, что мы, как и всё вокруг, являемся и как предметом, так и процессом одновременно Reply

Михаэль Holon, Israel 12. Ноябрь, 2009

ничто и Создатель у меня вопрос ,вот вы говорите что Творец
создал ничто ,а потом из этого ничто создал свет и дальше нисхождение миров ,и потом наш материальный мир ,но откуда взялся сам Творец ? как возникло первое что возникло ? Значит вначале должно было что-то существовать хотя бы в потенциале.
Для меня вся эта мысль парадоксальна
сколько я не пытался её понять ,всё равно не мог понять как что-то могло изначально существовать !!!
Если можете прояснить этот вопрос -
буду вам признателен . Reply

Владимир Таллинн via ejc.ee 18. Октябрь, 2009

абсурдное =понятное?
Уважаемый р-н Цви Фриман, шалом! Цитирую:№1. «Возможно, это абсурдная концепция, но она опирается на более или менее понятное нам. А люди, как правило, предпочитают иметь дело с абсурдным, нежели с тем, что непознаваемо.» На мой взгляд, «абсурд» - (лат. Absurdum) - бессмысленнось, нелепость - и «понятное» - суть слова антонимы. Т.е. АБСУРДНОЕ не может быть ПОНЯТНЫМ ни более ни менее. Цитирую далее №2. «ПОНИМАНИЕ книги Бытия означает ЗНАНИЕ этого мира ИЗВНЕ». Вопрос: кто, кроме его Создателя, ЗНАЕТ этот мир ИЗВНЕ, и, следовательно, ПОНИМАЕТ книгу Бытия? С ув. Владимир. Reply