Небольшая подсказка:
Введите ваш электронный адрес, и мы будем высылать на ваш имейл наш электронный журнал с интереснейшими материалами. Это обогатит и ваш почтовый ящик, и вашу жизнь. :) Совершенно бесплатно!
Да, и не забудьте, пожалуйста, "лайкнуть" нашу страницу в Фейсбуке! ;)
Обратная связь

Осторожно: избыток науки может сделать вас религиозным!

Осторожно: избыток науки может сделать вас религиозным!

 почта

До своего появления на свет человеческий плод живет в утробе матери, окруженный водой. Он не дышит, его слипшиеся легкие сложены между двумя верхними камерами сердца. В самом сердце имеется отверстие для циркуляции крови, и трубка соединяет аорту с легочной артерией.

В течение десяти минут после появления на свет, легкие у младенца должны расправиться, отверстие в сердце зарасти, а трубка должна герметически закрыться. На самом деле, чтобы из создания, живущего в воде, плод мог стать существом, дышащим кислородом, должно произойти 67 последовательных изменений. И – о чудо! – все эти изменения действительно совершаются ежедневно и ежеминутно, как самое обычное явление.

Наука - это когда мы понимаем, что происходит. И мы знаем, что никто из людей, ни один ученый не смог бы разработать и воплотить в жизнь эту последовательность событий. Даже если бы какая-нибудь компания задумала нечто подобное, у нее ничего бы не вышло.

В самом деле, если бы мы знали, что происходит в нашей собственной жизни, если бы мы знали, что происходит при рождении ребенка, мы упали бы на колени и вечно благодарили Б-га. Все обширные научные исследования истекшего столетия указывают на идею порядка и последовательности, а следовательно, по моему глубокому убеждению, свидетельствует о том, что есть Творец всего.

Как-то в мой кабинет зашел профессор математики, настоящий атеист. Он сказал мне: "Я подсчитал, что невозможно, чтобы человеческий глаз эволюционировал за те пять миллиардов лет, которые, как принято считать, существует земля". Он продолжал: "Человек, который верит в эволюцию, – это человек, допускающий скачок веры".

Наука не противоречит Торе. Наука учит нас, что когда Б-г сказал в Торе: "Я создал мир", "Я позабочусь о вас", "Я излечу вас", и "Я дам вам все необходимое" - то знаете что? Б-г был прав! В 1998 году впервые в истории человечества на планете было произведено столько продуктов питания, что его достаточно было бы, чтобы прокормить всех живущих на Земле людей. Теоретически никто не должен был бы голодать. И в Псалмах сказано: "Ты открываешь свои руки и даешь пищу всякой плоти". Б-г об этом позаботился. И об этом говорит наука: "Знаете что? Он был прав". Когда врач излечивает больного, наука говорит: "Знаете что? Он был прав. Б-г об этом позаботился".

Никогда ни один раввин не говорил ученому: "Прекратите научный поиск". Ни один раввин не сказал: "Перестаньте доискиваться". Ибо настоящий искатель истины – а Тора вся истинна – в конце концов поймет, что всё истинное, что ты сможешь найти в природе, будет отражает славу Б-жью.

Будучи сотрудником Программы космических исследований НАСА, я занимался поиском жизни на Марсе. Мы потратили сотни миллионов долларов, разыскивая жизнь на Марсе, и если вас как налогоплательщика еще никто за это не поблагодарил - я благодарю вас сейчас. В то время я спросил Любавичского Ребе: "Правильно ли это? Могу ли я этим заниматься? Ведь другие религии запрещают доискиваться. Да и в Торе не сказано, что на Марсе есть жизнь". Ребе ответил мне на идиш: "Профессор Грин, вам следует искать жизнь на Марсе. А если вы ее не найдете там, надо искать ее где-то еще. Потому что сидеть здесь и утверждать, что Б-г не создал жизни нигде, кроме как на Земле, это значит ставить предел Его всемогуществу, а этого делать никому нельзя".

Проф. Велвл Грин
© Copyright, all rights reserved. If you enjoyed this article, we encourage you to distribute it further, provided that you comply with Chabad.org's copyright policy.
 почта
Обсудить
Sort By:
16 комментариев
1000 Знаков осталось
Владимир Суханов Нижний Новгород 11. Февраль, 2017

....В соответствии с принципом непротиворечивости, во Вселенной всё гармонично взаимосвязано. В то время, как отдельные галактики перерождаются, другие – продолжают транслировать Программу суперпозиции сил, обстоятельств и тенденций. Материя во Вселенной всегда преходяща, несовершенна, в сравнении с воспринимаемой и воплощаемой ею Программой. Так Программа обеспечивает стабильную стратегию, а извечная молодость материи обеспечивает случайности, противоречия, их преодоление, развитие новых форм и развитие самой Программы. Это объясняет механизм зарождения разума, как генератора и контролёра случайностей в рамках Стратегии.
....Разум шире сознания. Он способен интуитивно дать гармоничное решение, опираясь на синтез многих знаний, интересов, впечатлений, не искажённых оценками. Возможно, такова природа Откровения, и со временем, этот метод будет признан вполне научным. Во всяком случае, много веков человек черпает в религии надежду, нравственные мотивы и творческие идеи. Reply

Владимир Суханов Нижний Новгород 5. Февраль, 2017

....Граница материального мира, подвластного науке будет неизбежно смещаться к «бесконечности» (к границе нашего познания). До этой границы – компетенция науки, за ней – компетенция религии.
....Как бы широко не распространила свои познания экспериментальная наука, в цепочке причинно-следственных связей Вселенских закономерностей они всегда будут иметь разрыв: Экспериментальная наука не в состоянии доказать ничего о Первопричине и Цели материального мира. Как только она предположит, что в бесконечности Вселенной Цель (код бесконечно совершенного материального мира) является Первопричиной будущих миров и всякой формы материи, так сразу наука станет, в этой части, религией и докажет её истинность и ценность. Как они в те времена поделят эту нишу знаний, трудно сказать. А пока этого не произошло, религии целесообразно отводить ориентирующую роль, а науке – технологическую. Reply

Слава И Израиль 5. Август, 2016

Уважаемый Дмитрий. На вопрос "Почему?" или зачем или для чего, вам ответит любой, у кого есть фантазия. Но самое интересное, что компетентных в этих вопросах нет и достоверного ответа вам никто не даст. Есть только субъективные мнения и фантазии на тему. Но наука за свои 400 лет, хотя бы знает много больше о реальном мире чем религия, и смогла значительно больше помочь человечеству, чего религия не смогла сделать за свои тысячелетия. И именно это показывает, кому стоит больше доверять. Я здесь «выступаю» в основном за то, чтоб информация о науке подавалась достоверная. Есть различные научные ресурсы, где можно все узнать о том что такое наука. Но когда человек пишет о науке то, что наукой не является, а остальные это распространяют, я не думаю что это стоит оставлять без внимания. А про «ОН?» вы имели ввиду наверное бога. Я игностик, и мне неясно что значит "ОН". И мне очень интересно и хочется узнать что-то новое, что позволило бы сказать что "ОН" (как его описывают), возможно есть. Reply

Слава И Израиль 4. Август, 2016

Уважаемый Сергей. Израиль очень необычная страна, в ней сочетается то, что не может сочетаться в какой либо другой стране. Умение находить оригинальные решения, радоваться жизни и позволять жить рядом противоречиям делают ее уникальной. В Израиле много неглупых людей, но когда вы называете его атеистическим, как вы написали, исходя из моих комментариев, это все равно, что если бы вы в России увидев чернокожего человека, заключили бы что в России все люди чернокожие. Наличие прекрасного ума и научный подход, это разные вещи. Есть раввины, обладающие великолепным умом, но от этого им не стать учеными, потому что мыслят они не научными категориями и используют не научный подход. А компенсацией потребности я бы назвал ситуацию, когда человек заявляет что либо, верит в это и не хочет разобраться где достоверные данные, а где выдумка или его субъективное мнение. Неспособен пересмотреть свои убеждения и утверждает что его заявление истинно. И кстати, итог спора зависит от спорщиков и их целей. Reply

Дмитрий Беларусь 28. Июль, 2016

Спасибо!!! Согласен с вами, наука отвечает на вопросы: "как устроен мир?", но главный вопрос "почему?", находится вне ее компетенции. Более того, вся наша экспериментальная наука и само мышление ограничены нашим четырехмерным пространство-временем Эйнштейна (длина - высота - ширина - время), формирующим наш мир. А ОН ? Reply

Сергей Россия 27. Июль, 2016

Простите, Слава из Израиля, но я комментировал, а в дискуссии не надо меня втягивать, потому что в споре истина не рождается. Спор это сублимация. Цель спора - это попытка компенсировать какую-либо личную корыстную потребность за счет оппонента.
Есди бы Вы были директором NASA, то, вероятно, таких как Велвел Грин не принимали бы на работу, потому что NASA не в Израиле, а Израиль, судя по Вашим комментариям, атеистическая страна, иначе бы там не развивались новые технологии.
Спасибо. Reply

Слава И Израиль 25. Июль, 2016

Уважаемый Сергей. На сайте не указаны даты жизни человека, не закрыт доступ к комментариям, не указано к кому обращаться раз человека уже нет с нами, а вы пишите «ненаучно полагая». Что же такое для вас полагать научно или не научно? Но вернемся к теме. Ученые четко понимают и разделяют где наука, а где религия. Наука и религия это как небо и земля. Когда ученый начинает это смешивать, он уже не ученый, он верующий. Религиозные истоки, это догмы и геноцид одних верующих другими верующими из-за этих догм. Колыбелью науки являются люди, любознательные, внимательные, которым было интересно знать как все устроено в мире. И которые не принимали на веру чьи-то мнения, а доверяли достоверным данным. Бывало религия уничтожала таких людей как инакомыслящих. Или обзывала их атеистами и придавала гонениям. Нацизм это тоталитарная система, по сути, догматичное верование. То что оно науку использовало неэтичным образом, не делает виноватой науку. Сердечность и у атеистов есть, причем здесь религия? Reply

Сергей Россия 22. Июль, 2016

Не знаю, насколько деликатно спорить с покойным профессором, не научно полагая что он жив, но могу лишь добавить, что колыбелью разного рода наук была религия. Именно священники в храмах и монастырях познавали связь между духовным и материальным, пытаясь обнаружить гармонию или привести к гармонии. Сердце и разум. Сейчас больше науки, религия далеко позади. Опасно без сердца. Вспоминаются хладнокровные, без страха и упрека научные опыты нацистов в концлагерях. Не провожу прямую аналогию, но местами имеет место. Без религиозных истоков, именно истоков, а не новых религий, это приобретет массовый характер.
А если ученый хочет искренне помолиться в помощь своей работе, то работа от этого не завянет, как и сейчас, так и тысячи лет назад. Reply

Rabbi Eli Kogan 21. Июль, 2016

Уважаемый Слава, огромное Вам спасибо! Наконец-то к нам на сайт зашел человек, знающий, что такое наука (увы, не гамматика). Правда зашел он с единственной благородной целью - рассказать другим, что они-то понятия об этом не имеют. И другие читатели, и автор - профессор Массачусетского Университета Велвел Грин, который, будучи одним з пионеров астробиологии, еще в 60-е работал в NASA, в Planetary Quarantine Division, и занимался поисками жизни на Марсе. Reply

Слава Израиль 19. Июль, 2016

Уважаемый Велвл Грин. В вашей статье вы утверждаете, что о всем позаботился бог, и что тора истинна. Это ваши субъективные утверждения, но вы их пытаетесь выдать как истину. Не профессионально. У вас написано Проф. Велвл Грин. Напишите пожалуйста полностью, что это значит на самом деле. Вы вводите в заблуждение некоторых людей, которые могут подумать что это профессор. То что вы пишите: "Когда врач излечивает больного, наука говорит: "Знаете что? Он был прав. Б-г об этом позаботился", а именно "наука говорит" это лож и дезинформация. Это введение людей в заблуждение. Наука такого никогда не говорила, не говорит и не скажет. Мало того, по вашим таким высказываниям видно, что вы понятия не имеете что такое наука и о чем она "говорит". Вы пишите: "Наука - это когда мы понимаем, что происходит." Это не наука. Это ваше мнение о науке. Название статьи чистая лож. Вы распространяете дезинформацию. Что весьма некрасиво. Прошу убрать вас из статьи слова наука. Вы ее очерняете. Reply

Слава Израиль 19. Июль, 2016

Уважаемый Мирьям. Судя по тому, что вы написали, вы не знаете что такое наука. "если предположить, что это так-то и так-то, тогда.." - и выводится следствие" Это для вас наука? И что же для вас такое научная теория, которая не может называться научной? По сути вы написали, что масло не масляное. Вы приводите как пример "сумасшедше интересные лекции рава", не ученого а рава, который по сути оппонент науки и принципиальный подход которого противоположен подходу ученого. Я не видел эти лекции, но посмотрю, мне стало даже интересно что вам так в них понравилось. Вы называете предположения и теории ученых плодом домыслов, это опять говорит о том, что вы не знаете что такое наука и ее базовых положений. В науке нет догматов, нет веры. Это ее ключевые отличия от религий. Не говоря уже о массе других научных подходов, которые за 400 лет создали нашу современную цивилизацию. Религия же тысячи лет топталась на месте. Так что где истина и домыслы в данном случае, рассудила реальность, а не тора. Reply

Azalin Israel 21. Июль, 2012

Неверующих людей не существует. Только один верит в Творца,а другой - в эволюцию.Кто-то считает, что мир был всегда,а иные,что 15 млрд лет назад не было ничего,кроме точки сингулярности.А откуда она взялась?Кто подложил динамит подвел бикфордов шнур и прозвел Большой взрыв? Геометрия Эвклида учит,что параллельные прямые не пересекаются,а геометрияЛобачевского утверждакт обратное . Но истинны оба эти утверждения Reply

Мирьям Одесса 24. Январь, 2012

Вы идеализируете науку.......Так смешно и забавно читать подобное......Вы что, всерьез думаете, что все научные теории имеют право называться научными? И что ученые ничего не принимают на веру??? ВЫ ПРОСТО ОЧЕНЬ ДАЛЕКИ ОТ НАУКИ! Иначе знали бы научные формулировки типа "если предположить, что это так-то и так-то, тогда...." - и выводится следствие. И очень многое в таком духе. Есть сумасшедше интересные лекции рава Ашера Кушнира "Тора, наука и тетя Белла". Цикл из 8 лекций, причем в течении первых 2-3 он ВООБЩЕ О РЕЛИГИИ НЕ ГОВОРИТ. Он приводит научные данные и рассказывает все, что науки касается, как то: что имеет право называться научной теорией (определение, принятое в научном мире) и тому подобное.Рассказывает, что есть факты, что теории, что гипотезы. При этом с реально истинными сведениями у Торы НЕТ И НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПРОТИВОРЕЧИЙ. А могут они возникнуть с тем, что уже является плодом домыслов и предположений конкретных ученых... Reply

Мириам Кфар-Саба, Израиль 18. Август, 2010

Я полностью согласна со статьей !!! Reply

ilya akt, Kaz 6. Август, 2010

"Как-то в мой кабинет зашел профессор математики, настоящий атеист. Он сказал мне: "Я подсчитал, что невозможно, чтобы человеческий глаз эволюционировал за те пять миллиардов лет, которые, как принято считать, существует земля". Он продолжал: "Человек, который верит в эволюцию, – это человек, допускающий скачок веры"."

Настоящий ученый ни во что не ВЕРИТ он ставит гипотезы, на основе наблюдений и измерений, ищет им подтверждения и доказывает/опровергает. Доказав что либо ученый возводит гипотезу в ЗАКОН (закон природы). и лишь для того, чтобы в будущем, как только обнаружатся факты, противоречащие закону, внести в него коррективы или усложнить его. В науке нет места ВЕРЕ. в настоящей науке...
но я думаю, вы не пропустите мой комментарий. И я бы вас не осудил даже. Вам нужно, чтобы люди верили, людям нужно чтобы было во что верить, И лишь единицам нужно ЗНАТЬ… Reply

Ашрей Луганск, Украина 11. Ноябрь, 2009

Да, наука - это религия своего рода, как и атеизм - тоже религия своего рода, которая ищет ответ в своём исследовании, чтобы ответить на свой вопрос. Жаль, конечно. что некоторые евреи считают свою религию искусством человека, а не Бога. И это тоже своего рода религия, ибо неверие, как и вера - всего лишь разновидности-антиподы человеческого разума. Мне нравится как написано в книге рава Авигдора Миллера "Радуйся юноша", там есть такие мудрые слова: "Истина известна лишь тем, кто получил её по традиции. Но, до неё можно также дойти наблюдением и размышлением. Как глубокие воды - совет в сердце человека, а муж разумный вычерпает их. Мудрость укоренена в природе людей... и понимающий человек извлекает её из своего сознания, как ищут воду в глубинах земли. Сознание человека - глубокий источник Истины. Но, оно слишком нестабильно, изменчиво, чтобы служить критерием во все времена без поддержки традиции.
" Reply