Небольшая подсказка:
Введите ваш электронный адрес, и мы будем высылать на ваш имейл наш электронный журнал с интереснейшими материалами. Это обогатит и ваш почтовый ящик, и вашу жизнь. :) Совершенно бесплатно!
Да, и не забудьте, пожалуйста, "лайкнуть" нашу страницу в Фейсбуке! ;)
Обратная связь

Уважать ли мне твой выбор?

Уважать ли мне твой выбор?

 почта

Когда я последний раз летел в Израиль, у меня произошел инцидент. В новостях о нем нет ни слова. С самолетом, слава Б-гу, все в порядке. А дело было так. После еды и краткого отдыха я прошел по самолету и всем мужчинам, кто не дремал, кто не хамил и у кого мама была еврейка, я предлагал возложить тфилин. Все пассажиры - кто сразу, кто после некоторых препирательств - согласились, кроме одного. Это был молодой интеллигентный человек, коренной израильтянин. На мою просьбу и все доводы он отвечал вежливо, но очень твердо.

Его возражения сводились к двум утверждениям. Первое заключалось в том, что он служил в израильской армии, что, по его словам, гораздо важнее для еврейского народа, чем все это... Второе - в следующем: "Я уважаю ваш выбор, поэтому я попрошу вас уважать и мой выбор". В ответ на первый довод у меня, побывавшего еще в советской армии, нашлись подходящие слова. А вот второй меня все-таки осадил.

Уважать выбор человека! Это действительно звучит красиво. Более того, эту фразу очень часто повторяют в качестве главного аргумента в пользу того, что все люди (носители разных идеологий) могут и должны жить в мире и согласии. Такова своеобразная аксиома нашего времени.

Как гласит еврейская мудрость, ах если бы я до был таким же умным, как моя жена после! Оказывается, мне надо было просто внимательнее читать начало пятой книги Торы, "Дварим". А начинается она словами: "Вот речи, какие говорил Моше всему Израилю на берегу Иордана, в пустыне, в степи, против Суфа, между Параном, и между Тофелем и Лаваном, и Хацеротом, и Ди-заавом". Под "речами", здесь подразумеваются слова обличения еврейского народа за нарушение повелений Творца и проявленное малодушие в их исполнении. А в длинном перечне географических названий зашифрованы все места, в которых евреи проявили себя не с лучшей стороны.

Интересно получается: когда в Торе приводится целый список неблаговидных вещей про еврейский народ, то они не обозначаются прямо (точные наименования, имена участников, явки и пороли), а только легким намеком. Почему? Раши отвечает на этот вопрос одной фразой: "Из уважения к народу Израиля".

Вот и получается, что в Торе осуждается выбор, а уважаются - люди!

Например, уважать выбор убийцы рецидивиста - я не могу! Но понять его обстоятельства и мотивы, которые стоят за его преступлениями, увидеть в нем силу духа раскаяния, поверить его добрым намерениям - возможно, что да!

Выбор всегда подразумевает возможность ошибки. Поэтому, если я уважаю чужой выбор, который противоречит моему, то это значит, что я не уважаю свой выбор.

Да, я отступил. Я не смог убедить молодого человека выполнить заповедь – возложить тфилин. Но я ничуть не уважаю его выбор в данной ситуации. Я уважаю его самого! Я уважаю его как еврея и верю, что рано или поздно его еврейская душа пробудится.

Р-н Борух Клейнберг
© Copyright, all rights reserved. If you enjoyed this article, we encourage you to distribute it further, provided that you comply with Chabad.org's copyright policy.
 почта
Обсудить
Sort By:
11 комментариев
1000 Знаков осталось
Roman Kiev 1. Август, 2014

Уважайте мой выбор - это просто вежливая форма отказа. Словестная эквилибристика. Можно еще сказать -- Я вас услышал, я вас понимаю..... И не нужно так глубоко анализировать эти слова
Не знаю, как бы я поступил в этой ситуации. В синагоге, дома - да, а вот в самолете.. Спасибо Ребе Боруху за то, что затронул такую важную тему.. Reply

Benjamin Уфа 13. Август, 2013

Согласен с Avigail: ..."Молодой человек, несомненно, отстаивал свое право выбора, сокращенно обозначив его словом "выбор". Уважать надо не только самого человека, но и его ПРАВО на свободный выбор".
Уважать нужно не сам выбор, а право выбора, потому что сам выбор может быть таким, что уважать его(выбор) нельзя.
И уважать еврея, потому только, что он еврей-это конечно политкорректно, но не корректно, потому что в этом нет никакой его заслуги.
Статья спорная Reply

Avigail Israel 5. Август, 2013

Уважать ли выбор или право выбирать? "В Торе осуждается выбор, а уважаются - люди!"
На мой взгляд, в цепочке "люди - выбор" не хватает промежуточного звена: право выбора.

Молодой человек, несомненно, отстаивал свое право выбора, сокращенно обозначив его словом "выбор". Уважать надо не только самого человека, но и его ПРАВО на свободный выбор. Reply

vlad 4. Август, 2013

наздоровье еврею с манчестора юк
я надеюсь вы тоже с интелигентной семьи,
но просто забыли,что >гавкать>
это неприличное слово.....
тем более ,что я сильно извиняюсь,что незнаю,
кто такой Реб Борух........ Reply

Evrey Manchester, UK 3. Август, 2013

Спасибо. Уважаемый рэб Борух! Спасибо Вам за редкий, по сегодняшним дням, но такой актуальный анализ. Проблематика известна каждому преданному Рэбэ человеку. Хотелось бы продолжения развития этой темы,
Всем предыдущим "ораторам" советую прекратить гавкать,закрыть рот,открыть уши и тогда,возможно,вы будете отдалённо напоминать "человека-разумного". Реб Борух редчайший представитель давно вымершего рода настоящих интеллигентов. Его слова надо не комментировать, а жадно ловить и впитывать. Reply

AN 3. Август, 2013

Тут все дело в том, что этот парень израильтянин. А в Израиле презирают харейдим за то, что они ведут паразитический образ жизни, вымогают деньги и привилегии, не платят налогов и главное - не служат в армии. Нормальному израильтянину не приходит в голову, что такой человек чем-то ближе к Богу, чем он. А если этот израильтянин еще немного разбирается в галахе, он обличит харейди в том. что тот своим поведением позорит еврейскую веру и Бога (хилуль), торгует своим электоратом ("не приноси в Храм плату пса"), не участвует в защите своих братьев ("над кровью брата своего не стой") и нарушает ряд других заповедей. Поэтому не имеет морального права призывать других к служению тому Богу, которого сам позорит. Я это объяснил длинно и несколько путано, и должен добавить, что многие и многие ортодоксы, особенно вязаная кипа, и налоги платят, и в армии служат, и Тору учат ежедневно. Поэтому речь идет именно о тех, кто неизвестно почему считает себя свободным от общей ноши. Reply

Станислав Rockville, MD/USA via arielonline.com 1. Август, 2013

уважение к другим Борух,
Тема поднятая вами в этой статье исключительно интересна и неоднозначна. Не зря есть выражение "Дорога к Богу у всех разная." Это становится очевидным если сравнивать дорогу детей выросших в ортодоксальной семье с детьми из семей которые были отделены от Бога в течении 5 и более поколений.
Я представитель второй группы. меня в детстве никто не учил молится. Лишь в зрелом возрасте благодаря ненавязчивым подсказкам жизни и друзей, позже само-образованию, слушая лекции по еврейской истории и традиции, читая Тору, Етику Наших Отцов и т.д - Я продолжаю находить мою дорогу к Богу.
И сейчас отношусь с трепетом к самому процессу "усовершенствования" и не тороплюсь.
Моисей водил наш народ по пустыне 40 лет, а вы хотели изменить людей за час в самолете? За один час, когда за состоянием душ этих людей стоят поколения их предков?
По моемому, уважение к другим, какие бы они небыли и есть ключ, ибо уважение - это протовоположность безпричинной ненависти. Reply

Владимир Суханов Нижний Новгород 1. Август, 2013

Спасибо. В наше интенсивное время пора уже уточнять формулировки. Reply

vlad brooklyn 1. Август, 2013

Уважать ли мне твой выбор? статья хорошая и правильная ,но несовсем.
когда речь заходит о выборе гомосексуалистов.то все рабаи,
молчат ....ведут себя политически правильно.....
хотя это идет в разрезе с Торой,но не в разрезе с политиками ,которые им
дают различные программы.
и поэтому рабаи принимают позу хамелиона.
наказание долго ждать себя..незаставит. Reply

Agan Kharkov 1. Август, 2013

найти 10 оправданий Я бы в этой ситуации нашёл десяток рациональных объяснений. Например, человек этот ответственно относится к молитве и он был не готов к этому в этой ситуации. Или, может он плохо себя чувствовал, к примеру, его руки были покрыты сыпью и ему было бы стыдно это показать. А, может быть, он считает, что в самолёте, находясь в отрыве от Земли, это делать не надо. Как видите, есть много рациональных объяснений. Reply

Александр K. New York, USA 31. Июль, 2013

При всём уважении к Вашему выбору Уважаемый Р-н Борух Клейнберг,

При всём уважении к Вашему выбору, судебная практика, к сожалению, объективно показывает что при всей святости, наложение тфилин вполне совмещается и с прелюбодеянием, и с воровством, и с другими преступлениями. Я, однако, с готовностью соглашусь, что для многих других людей наложение тфилин играет положительную роль.

Кого-то из нас больше волнуют уроки событий описываемых в Торе. Кого-то больше волнуют уроки относительно недавних лет - Освенцим, Вторая Мировая, репрессии. Кого-то, как Вами упомянутого солдата, волнуют проблемы сегодняшнего дня. Соответственно, иногда нужен тфилин, иногда нужнее патроны, а чаще всего здравый смысл и любовь.

Да, и спасибо Вам за службу в Советской Армии. СССР подарил мне детство которое я не смогу обеспечить своим детям и за миллион долларов. Reply