Небольшая подсказка:
Введите ваш электронный адрес, и мы будем высылать на ваш имейл наш электронный журнал с интереснейшими материалами. Это обогатит и ваш почтовый ящик, и вашу жизнь. :) Совершенно бесплатно!
Да, и не забудьте, пожалуйста, "лайкнуть" нашу страницу в Фейсбуке! ;)
Обратная связь

Неортодоксальный иудаизм

Неортодоксальный иудаизм

 почта

Вопрос: Я люблю Тору, особенно Каббалу, и хасидские рассказы. Я чувствую глубокую связь с еврейским народом. Но я не могу соблюдать заповеди. Я не могу представить себя ортодоксом!

Ответ: Дорогой Неортодокс! Наконец-то я нашел человека своих убеждений! Неортодоксальный - это самое лучшее определение настоящего иудаизма, которое я слышал! Вера в то, что ничто не идет так, как должно идти, что все в мире должно измениться, что мы должны быть не такими, как все. В этом сущность евреев: самые непокорные, мятежные, революционные нытики в истории. А что может быть более неортодоксальным?

Разве иудаизм не начался с парадигмы всех иконоборцев? Вспомните Авраама, разбившего идолов в доме своего отца, бросившего вызов царю Нимроду и всем общественным нормам. Вспомните Моше, бросившего вызов фараону, или рабби Акиву и мудрецов, не повиновавшихся могущественной Римской империи. Разве такое поведение можно назвать "ортодоксальным"?

Быть евреем значит быть бунтарем. Не пользоваться телефоном в Шаббат – это бунт против технократии. Соблюдать кашрут – это восстание против потребительства. Вставать рано утром, чтобы завернуться в большую белую шерстяную накидку и наложить кожаные коробочки с ремешками на руку и на голову, а затем присоединиться к другим, произносящим мистические заклинания и читающим по древнему свитку, – это открытый мятеж против всего, что считается нормальным в современной жизни.

Один раввин однажды стоял на улице и искал десятого человека для миньяна. Наконец среди проходящих мимо людей он нашел еврея. Но тот попытался отмахнуться от него, объяснив, что он "не по части организованной религии". Раввин воскликнул: "Если это организованная религия, то что я делаю здесь на улице, приставая к прохожим?!"

А евреи были когда-нибудь ортодоксами? Было время, когда наши взгляды и поведение считались нормальными? Фараон решил, что мы сошли с ума, потому что отстаивали права рабочих. Римляне считали нас идиотами, потому что мы не избавлялись от нездоровых детей. Церковь считала нас извращенцами, потому что мы не принимали веру большинства. Рационалисты считали нас чудаками из-за нашего мистицизма, а романтики считали нас тупыми за наш рационализм. ООН постановила, что евреи странные – лишь потому, что мы настаиваем на своем праве на существование. В конечном итоге все пришли к тому, что переняли наш образ мышления - но мы продолжаем оставаться аномалией среди народов. Остальные все-таки еще слишком отстают.

Перефразируя Любавичского Ребе, можно сказать, что иудаизм нельзя назвать старомодным, потому что он никогда не был в моде.

Так кто же придумал этот оксюморон "ортодоксальный иудаизм"? Я расскажу вам. Двести лет назад, когда император Наполеон решил, что он – настоящий мессия, и что евреев следует освободить, он поручил нескольким лидерам еврейской общины сформировать Синедрион из раввинов и мудрецов, как это было в древности. Польщенные такой честью, они принялись убеждать своих товарищей присоединиться к ним. Ведь в конце концов, Наполеон был вестником будущего. Это был прогресс.

Однако некоторые раввины не считали это прогрессом. "Наполеон – мессия? А Париж – это тогда Иерусалим, да?" И они отказались. И за этот упрямый отказ понять, насколько они отсталы и недалеки, на них навесили ярлык: "вы… вы… вы ОРТОДОКСЫ!" Они ответили: "Ортодоксы-шмортодоксы. Но этот коротышка - не мессия".

Это похоже на то, как хиппи стали называть себя фриками, "чокнутыми". Какой-то бюргер в Вудстоке посмотрел на эту цветущую американскую молодежь и злобно прошипел этот эпитет перед телекамерами. Они подумали, что спорить с ним не стоит, и стали называть себя фриками.

В современном жаргоне слово "ортодокс" стало относиться к тем из нас, кто не изменяет Тору лишь для того, чтобы она лучше вписывалась в то, что делают все остальные. В этом отношении я однозначно причисляю себя к "ортодоксам". Но я совершенно не ощущаю себя ортодоксом. А должен ли я?

Вот еще одна вещь, которую сказал Любавический Ребе: "Ярлыки нужны для рубашек". Хорошо, пусть есть и другие вещи, на которые можно повесить ярлык. Такие, как реформистские темпли, консервативные синагоги, реконструктивистские заведения. Но у евреев, которых вы найдете в этих местах, есть только один ярлык: "евреи". Потому что "еврей" – это не поведенческий термин. Это сущностное состояние бытия. Это не о том, где вы находитесь, а о том, к чему вы принадлежите.

Так что если уж нужно выделить три вида современных евреев, то это выглядит так: евреи, выполняющие заповеди; евреи, выполняющие больше заповедей; евреи, выполняющие еще больше заповедей. Вот и все. Потому что еврей не может вздохнуть, не выполняя при этом какой-либо заповеди.

А что касается вашей проблемы, связанной с бременем обязанности делать то и не делать другого,.. то это все работает совсем иначе. Объясняю на пальцах: вся система уже заложена в ваших ДНК. Это естественное состояние еврея. Возьмите, к примеру, утренние "заклинания". Мы для того и созданы такими нытиками, чтобы плакаться Ему три раза в день. И если мы не будем делать это правильно, то будем ныть целый день. А коль скоро у нас есть установленное время, мы выводим это из себя, а остальное время можем заниматься нужными делами.

То же относится и к Субботе, и к кашруту, и к микве. Все эти заповеди укоренились в наших душах за 3300 лет. Все, что вам нужно – это разбудить свою еврейскую душу с помощью небольшой порции сокровенной мудрости Торы, нескольких прекрасных хасидских историй и пары чудесных мелодий. И она оживет и будет делать то, что для нее естественно. Спонтанно. С радостью.

Назовите это "иудаизмом без напряга". Или лучше не называйте никак. Ну разве что только очень неортодоксальным.

Перевод Александра Кагановского

Р-н Цви Фриман
© Copyright, all rights reserved. If you enjoyed this article, we encourage you to distribute it further, provided that you comply with Chabad.org's copyright policy.
 почта
Обсудить
Sort By:
22 комментариев
1000 Знаков осталось
Евгений 5. Декабрь, 2016

+ Reply

Александр Волгоград 3. Декабрь, 2016

нет слов, супер Reply

Anonymous Москва 2. Декабрь, 2016

Блестяще! Reply

mihail tallinn 1. Декабрь, 2016

ok Reply

Anonymous Georgia 1. Декабрь, 2016

Ерунда.Можно не ныть и без заповедей. Reply

Anonymous 1. Декабрь, 2016

согласен :Потому что "еврей" – это не поведенческий термин. Это сущностное состояние бытия.. это душа и мысли гордости за себя и своих предков.. за свой народ в целом с достоинствами и недостатками... Reply

Мордехай Каменск Россия via evreirostov.ru 23. Ноябрь, 2016

Мед на мою душу, приятно. Всё что могу сказать! Reply

greg brooklyn, usa 15. Декабрь, 2012

птица в клетке великолепная статья. настолько же удачная, насколько неудачна была статья о еврействе по маме. раввин бился в цепях догматов, каk птица в клетке. а здесь летает! Reply

Gennadij Sinner Hamburg, Deutschland via jrcc.org 9. Июнь, 2012

Неортодоксальный иудаизм Очень доступно и хорошо сказано Reply

Игорь Иерусалим, Израиль 2. Май, 2012

Неортодоксальный иудаизм Я на 1000000% согласен с комментарием вопроса.Я за то,чтоб каждый еврей начал потихонькуууу,не спешаааа,приближаться к своим истока(иудаизму).Пусть гоим позавидуют нам о нашем прошлом,сегоднешнем,и,будующем. Reply

вячеслав сша 1. Октябрь, 2011

главное Евреи конечно поставлены Всевышним что бы быть Ему свидетелями в мире.Но что значит еврей без веры?Он только соблазняет других к богохульству.Но Авраам был принят Богом именно за веру.И именно искренняя вера определяет потомков Авраама.Неверующие евреи только по плоти потомки Авраама,но не по духу.Знание Торы,но неверие в то что Она вещает-нееврейство.хотя Бог их не отвергает,но ждет их покаяния и веры.
Многие ортодоксы не имея веры в Тору углубляются в изучение Кабалы думая,что знание заменит веру,но это заблуждение.Такое у меня мнение. Reply

Зеев Одесса, Украина 28. Сентябрь, 2011

Просто великолепно сказано!
Особенно про "три вида современных евреев, то это выглядит так: евреи, выполняющие заповеди; евреи, выполняющие больше заповедей; евреи, выполняющие еще больше заповедей. Вот и все. " - это просто гениально.
Действительно хватит ярлыков и внутренних недомолвок. Народ Израиля должен быть единым целым.
Всем Шана това! Reply

Надежда Шевелёва Чита, Россия 25. Сентябрь, 2011

Ортодоксы-евреи Спасибо, Мне понравилось. Что-то новое
и, по-моему, всё правильно сказано.
Да, евреи - это что-то необычное, что создано Богом. а если Богом, значит правильно и нужное всем. Я люблю евреев, потому что они первые увидели Бога..мир всем вам. Reply

moshe israel 24. Сентябрь, 2011

otlichno Reply

карина краснодар, Россия 24. Сентябрь, 2011

Неортодоксальный иудаизм Супер! Великолепный ответ. Благослови вас Всесильный! Reply

zanuda ne dom i ne ulitza, Союз Нерушимый 24. Сентябрь, 2011

Оксюморон А для чево используются заумные слова типа "оксюморон"? Посмотрел Википедию, ничево понял! Reply

Anonymous Kohtla Jarve , Estonia via ejc.ee 22. Сентябрь, 2011

Это сущностное состояние бытия При своих ДНК я всю жизнь не мог соглашаться быть как все!Во всём и везде?Я видел жизнь, как бы с другой стороны монеты жизни?Ничего поделать с собою не мог,не мог вопринять жизнь в окружающем меня мире как бы других народов?Не понимал:почему они так живут? "Я другой", Почему я не такой, как они?Я не могу быть таким, как они?
Странно?Кто я? Reply

Дан Haifa 22. Сентябрь, 2011

С точностью наоборот! Буду предельно краток. Тора учит рабу своего тела, своих плотских желаний, своей гордыни быть Человеком, а если ещё точнее, Тора учит человека как ему быть тем богоподобным существом, которого создал Всевышни из праха земного на заре Мироздания/ А евреям дана Тора лишь потому, что есть у них качества, развивая и используя которые, они могут стать именно тем "народом избранным, народом Священников". Но развивать и поддерживать их - тяжкий труд, тяжкий и непрерывный. Альтернатива ему, однако, жить жизнью животных. Короче, для Человека, это вообще не альтернатива. Сущность Торы - не революция и не бунт против обыденного. Напротив, это стремление сделать жизнь по заповедям обыденностью человечества. Бунтарство же есть стремление разрушить любой обыденный порядок, не зависимо от того хорош он или плох. Между прочим, ортодоксальность - мицва! Ведь сказано:"Ни в право, ни влево не отклоняйся от неё..."(Дворим) Reply

Alona TO, Canada 21. Сентябрь, 2011

Неортодоксальный иудаизм Wow, well put!! Reply

Anonymous Los Angeles, California, USA 21. Сентябрь, 2011

Zdorovo! Excellent! Reply

Эта страница на других языках