Небольшая подсказка:
Введите ваш электронный адрес, и мы будем высылать на ваш имейл наш электронный журнал с интереснейшими материалами. Это обогатит и ваш почтовый ящик, и вашу жизнь. :) Совершенно бесплатно!
Да, и не забудьте, пожалуйста, "лайкнуть" нашу страницу в Фейсбуке! ;)
Обратная связь

Избранный народ, или Право на каприз

Избранный народ, или Право на каприз

 почта

Евреи всегда вели себя прилично, не убивали, не грабили, на чужие земли не зарились. Если и раздражали другие народы, то только громкими голосами, многословием и оживленной жестикуляцией. Поэтому и приходится антисемитам в поисках повода к очередному погрому так натужно морщить лбы, припоминая еврейские козни. Кроме непременной крови для мацы и насильственного спаивания народа, который испокон веков был трезвенником, нас обычно попрекают манией Б-гоизбранности. С этим стоит разобраться.

"И чтобы поставил Он тебя выше всех народов, которые Он создал... чтобы был ты народом святым у Б-га, Всесильного твоего, как Он обещал"1. "Ведь Б-гу... принадлежат небо, и все, что над небом, земля, и все, что на ней. Но только отцов твоих полюбил Б-г и избрал потомство их... вас, из всех народов..."2

Вокруг этого нашего избранничества царит великая путаница, бурлят страсти, копятся обиды. А все по незнанию: не о чем спорить – им нечему завидовать, нам нечем тяготиться.

Помню, как моя бабушка смотрела телевизор. Больше всего она любила титры и жадно читала фамилии всех, причастных к созданию фильма; строки ползли, а она, стараясь никого не пропустить, сортировала все фамилии, от режиссера до осветителя, на "наших" и остальных. Так вот, никакого отношения к избранности процент евреев в титрах не имеет. В той же мере не имеет к нему отношения и доля евреев в списке нобелевских лауреатов, Героев Советского Союза, чемпионов мира по шахматам и заслуженных ветеринаров Австралии.

Рабби Хаим бен Атар пишет: "Всевышний избрал еврейский народ не за то, что он самый умный и образованный среди всех народов..." Впрочем, и он это не придумал. Если вы станете искать в Торе обещание Всевышнего вроде того, что "вы будете Мне народом гениальным", – вас ждет разочарование. Ничего такого в Торе нет, равно как и обещаний интеллектуального или иного превосходства над другими народами. А сказано так: "И будете вы Мне царством священнослужителей и народом святым..."3.

Саадья-гаон говорил: "Наш народ стал народом только благодаря Торе". В этом и есть наше избранничество: мы – народ Торы. Евреям было обещано вечное существование, а значит и Тора никогда не будет забыта, – так говорит Саадья-гаон, сторонник концепции "народ, которому дана Тора". А Рамбам выдвигает в точности противоположный тезис: "народ, который принадлежит Торе". Какую бы сторону мы не приняли в споре гигантов, неизбежен вывод: Тора вечна, а поэтому вечны и евреи.

Тут стоит вспомнить исторический анекдот (в этом контексте "анекдот" означает не "шутка", а "интересный факт"). Некогда города Слуцк и Бриск (Брест-Литовск) соперничали за представительство в Совете четырех земель, своего рода "еврейском правительстве" Восточной Европы. Победил Слуцк – в нем насчитали больше экземпляров священных книг. Так евреи подходили к своему избранничеству в те времена, и нет причины, чтобы мы изменили старой системе "подсчета голосов".

Впрочем, и ответ "избранничество = дарование Торы" по сути не снимает вопрос, ведь можно и продолжить: а почему Тора дана именно нам?

"Ибо народ святой ты у Б-га, Всесильного твоего: тебя избрал Б-г, чтобы ты был ему народом, избранным из всех народов, что на земле. Не потому, что многочисленнее вы прочих народов, возжелал вас Б-г и избрал вас... но из любви Б-га к вам"4.

Магараль, рабби Йегуда-Лейб из Праги, отвечает на этот вопрос так: нет у евреев никаких особенных достоинств, которые объяснили бы дарование Торы именно им; наоборот, Тора была дана евреям именно для того, чтобы это избрание наше было актуализировано, то есть, из потенциального превратилось в реальное.

Любовь – в этом слове ключ к пониманию феномена избранничества. Когда человек влюблен, он, как правило, не может ответить, что именно пленило его в возлюбленной. И это не случайно: для окружающих она ничем не отличается от других девушек. Особенной ее делают, как говорят по-еврейски, "глаза смотрящего", точнее "глаза влюбленного". В следующий раз, когда вас спросят об избранности евреев, не начинайте ответ словами: "Потому что мы..." Ответьте просто: "Потому что Он полюбил нас".

Если бы мы объясняли свою избранность национальными достоинствами, мы были бы отвергнуты Всевышним. Евреи – обычный народ, который стал особенным, избранным только потому, что Всевышний возлюбил его. Б-г, согласитесь, тоже имеет право на капризы.

ПРИМЕЧАНИЯ
1.
Пятикнижие, книга "Дварим", 26:19.
2.
Там же, 10:14-15.
3.
Пятикнижие, книга "Шмот", 19:6.
4.
Пятикнижие, книга "Дварим", 7:6-8.
Р-н Александр Фейгин
© Copyright, all rights reserved. If you enjoyed this article, we encourage you to distribute it further, provided that you comply with Chabad.org's copyright policy.
 почта
Обсудить
Sort By:
24 комментариев
1000 Знаков осталось
Пейсах Москва, Бронная 26. Октябрь, 2015

"...никакого отношения к избранности процент евреев в титрах не имеет..." Уважаемый Рав Александр! Эти списки и титры Вс-ний подготовил 1) чтобы наши бабушки не забыли, кто они и откуда; 2) чтобы народы мира не забыли, что любимому сыночку Вс-ий дает хлеб с маслом и почет :) А вот у нас, евреев, оснований зазнаваться и принимать это как свою заслугу - нет, к сожалению :) Reply

yakov Buffalo, NY 25. Декабрь, 2014

Ув. Альмагий.
Как вы знаете, определение понятия "догма" - это некая доктрина, принимаемая за истину без доказательств, опытной проверки и т.д. Так вот ваши утверждения, суть которых сводится к тому, что иудаизм это не религия, а наука, как раз и выглядит очень догматично.
Евреев, приверженцев того же самого иудаизма, которому впоследствии следовал уважаемый вами Гиллель и неуважаемые вами современные ортодоксы, уже обвиняли в догматичности и вырождении, в нежелании признавать приоритет наук и искусств над исполнением заповедей, Б-же упаси. Военную победу над этими обвинителями и чудо этой победы и чудо сохранения нашей связи со Всевышним в её первозданном виде, дошедшем и до нас от нашего праотца Авраама, мы как раз праздновали в Хануку. Reply

Альмагий Цфат 23. Декабрь, 2014

yakov
buffalo, USA
Ув. реб из Буффало!
Очень обидно, но в Вашем, умного человека посте, видна печать вырождения. Для меня, иудея, чтущего наши интеллектуальные традиции, Эйнштейн (и сотни тысяч других выдающихся ученых) продолжатель дела Гиллеля, хотя в их работах ни слова о Торе. А те, кто толкует Тору догматически, отключая даже те слабые мозги, что им, несчастным, достались от великих предков, вообще вне наших иудейских традиций. Если эти догматики с кем то близки, то с нерассуждающим исламом. То, что Вы не считаете иудаизмом - естьиудаизм подлинный. А то что Вы по наивности считаете иудаизмом - есть на самом деле ислам. Очень печально, что вырождение случится нам в двери. Что идеи ислама побеждают в мозгах наших современников, что мы утрачиваем мудрость предков. Reply

Алик К. 18. Декабрь, 2014

Не знаю.Евреи-разные.Но-может это маленькое,и ни к чему не обязывающее наблюдение-Большинство тех,кто принадлежит к еврейскому народу-красивы.Не знаю,почему я это замечаю.Важно ли это? И насколько? Но это так. Reply

yakov buffalo, USA 11. Май, 2014

1. Главная идея иудаизма, отличающая его от других религий в том, что он не был придуман людьми а состоялся во время Синайского откровения, события, свидетелем которого были миллионы людей. И что у нас есть непрерывная цепь свидетельства об этом. А также непрерывная традиция, обеспечивающая соответствие иудаизма этому откровению.
2. В иудаизме формулируются не гипотезы, а теоремы, поскольку любые утверждения относительно истины проверяются тем, насколько они соответствуют установленному факту Синайского откровения и всей последующей традиции. Если не соответствуют - это уже не иудаизм.
3. Каббала не является поздним нововведением, а существует со времени первого "общения" Всевышнего с человеком - Адамом. Например, книга Сефер Йецира - это подборка учений каббалы, которые дошли от Адама и были записаны нашим праотцем Авраамом. Искажения и чуждые иудаизму интерпретации кабалы не означают, что она сама чужда иудаизму.
4. Молитва с отключением мозгов не может привести к соединению с Творцом. Все дикие способы молитвы, которые вы описали, к иудаизму не имеют отношения. И молитва не отрицает изучения Торы и нахождения и введения новшеств (хидушим), покуда эти новшества остаются в рамках иудаизма.
5. Попытка рационального объяснения мудрости Заповедей нисколько не противоречит иудейской традиции. Противоречит сведение мудрости заповедей к их рациональному объяснению. разница понятна? Reply

Альмагий Цфат 9. Май, 2014

Buffalo, NY
И еще, уважаемый реб Иаков!
Эта же уверенность в собственной абсолютной правоте породила застой и полное нежелание думать, строить гипотезы. А зачем? Истина уже известна. Зачем утруждать себя, достаточно молиться отключая мозги, чтобы «соединиться с бесконечным Творцом». Это, простите, идолопоклонство, превратить Его в идола и без мыслей бить Ему поклоны. Есть много способов отключение мозгов, создающих иллюзию соединения с Б-гом. Это и наркотики, и холотропное дыхание, и молитва с прижиманием груди к коленям, затрудняющая кровообращение и вызывающая сумеречное состояние, которое наивными людьми принимаются за соединение с Ним (известно, что есть псевдоортодоксы, что этим методом пользуются). А попытка рационального объяснения мудрости Заповедей нисколько не противоречит иудейской традиции. В отличие от претензии на обладание Истиной и отказа самостоятельно мыслить, что есть гордыня и идолопоклонство. Reply

Альмагий Цфат 9. Май, 2014

yakov
Buffalo, NY
Реб Иаков!
Вы мудрый человек. Вы правы, наивно думать, «что Он может быть адекватно и 100%-но понят своими творениями». Это главная идея иудаизма, коренным образом отличающая его от других религий. Это мы, евреи, за 3тыс. лет до британцев сформулировали философскую концепцию, которую в 19-м веке назвали агнотицизмом.
Наши мудрые предки были агностиками в истинном смысле этого слова. Они первые (и на тысячелетия единственные), кто отказался от гордыни претендовать на владение Истиной. Одновременно они оставили за собой право формулировать конкурентные, а потому дискуссионные, гипотезы о ней. Талмуд по сути сборник таких конкурентных гипотез. Это много позже чуждые нам мистические влияния завладели умами наших предков и появилась каббала. Сама она прекрасна ибо открыла простор для Озарений, на много веков опередивших науку того времени (а кое в чем и современную). Но беда в том, что она же породила чуждую иудаизму претензию на владение истиной в последней инстанции. Reply

yakov Buffalo, NY 8. Май, 2014

Вы правы, что не следует быть наивным и приверженным догмам. Например, приверженным догме, что Он может быть адекватно и 100%-но понят своими творениями. Ему самому никто и ничего не нужно, потому что, будучи абсолютно совершенным, Он не испытывает недостатка ни в чём, и, соответственно, не имеет смысла утверждение, что Ему нужен именно жестоковыйный наарод. Наивно сводить заповеди Торы, позволяющие конечным и ограниченным творениям соединиться с бесконечным Творцом, к диете и прочим утилитарным упражнениям. Reply

yakov Buffalo, NY 8. Май, 2014

Рассказ о нашем праотце Аврааме начинается со слов о том, что Всевышний сказал ему "иди ... куда Я укажу тебе". Ничего о величии Авраама не говорится, хотя из устной традиции мы знаем, что он действительно был величайшим. Это величие не упоминается именно потому, что по сравнению с избранием его Всевышним и по отношению к этому избранию величие Авраам совершенно нерелевантно. Как единица - ничто по сравнению с бесконечностью, так и миллион. Так же и величие Авраама - ничто по сравнению с избранием его Всевышним. Таким образом, избрание невозможно описать понятиями доверия, награды и т.д. Наиболее близким понятием остаётся именно каприз. Reply

yakov Buffalo, NY 8. Май, 2014

Всё Творение для Творца абсолютно не целесообразно, поскольку Он - совершенен и не нуждается ни в чём. Поэтому, учитывая, что 100% понять Его по определению невозможно, всё творение и его детали - включая избранность евреев, наиболее близко описываются именно понятием каприз - чем-то необязательным. Reply

Альмагий Цфат 6. Май, 2014

Равви Не след еврею быть таким наивным и приверженным к догмам. Даже из тех цитат древних, что Вы сами привели, видно насколько они были глубже. Бред считать Его подверженным капризу (хотя понятно, что Вы здесь иронизируете. Тора была дана самым упрямым (жесковыйным) из скотоводов, ибо не нужны Ему покорные овцы.А Тора (заповеди) воспитали из упрямых кочевников интеллектуально и морально продвинутый (избранный) народ. Обрезанием (на 8-йтдень) был ослаблен половой инстинкт, Кашрутом (запретом употреблять кровь) - охотничий инстинкт. И наконец, если заповедей было бы 13, выполняли бы и все. А если их 613 - они неизбежно (каждый раз по новому) противоречат друг другу. Так евреи оказались в интеллектуальном лабиринте, из которого каждый раз нужно искать выход. Вот и вышли мы самыми креативными на свете. Нуа большая часть заповедей - инструкция по либеральному (именно либеральному в современном смысле слова): государственному устройству, судопроизводству, гражданскому обществу. Reply

Борис Dallas, Texas 25. Апрель, 2013

Мы особенные не только потому, что нас выделяют окружающие нас люди. Они нас выделяют потому, что есть в нас кое-что, чего нет в них. (Разумеется, и в нас нет чего-то, что есть в них.) Несомненно, есть генетическая разница между людьми, определяющая разницу в их существенных свойствах. Когда руководитель ищет человека на ответственный пост, он прежде всего думает о тех качествах, которые подходят именно для этого поста и для той задачи, которая будет поставлена. Мыслящие руководители давно принимают во внимание национальные особенности работников. Именно поэтому в некоторых областях деятельности,- таких, как политика или финансы,- доля евреев в некоторых странах непропорционально высока. Я полагаю, что со временем назначение на критически важные посты,- в том числе, и связанные с возможными техногенными катастрофами,- будет производиться с участием генных аналитиков. Полагаю, что у евреев хорошие шансы на получение высоких баллов. Reply

Leon Тельавив, Израиль 1. Январь, 2013

Да потому, что формировал Он путем отбора, отбирая праотцев и оставляя остальных братьев. Отобрав 1-ого из братье, он именно ему обещал создать народ из его потомков. Отсюда и избранность. Личное участие в выведении из Египта, подтверждение выбора избранности. 40лет кочевания по Синаю, процесс формирования единого народа из общей массы вышедшей из Египта. Дарование скрижалей и т.д., ведение на завоевание Ханаана и участие в дальнейшем развитии, это процессы работы с народом и над его усовершенствованием - все это и есть признаки избранности. Все, выше сказанное, описано Торой. Если ставить описанное в Торе под сомнения, значит надо ставить под сомнения все основы 3-х религий, а не только Иудаизм. Др. дело, что представители др. религий говорят о том, что Бог от евреев отказался и перенес свою любовь и избранность на др. народ. Но, это уже др. вопрос и требуется доказать не то, что Бог покинул евреев, а то, что Он принял в Избранные др. народ. Это требует подтверждений и доказательств. Reply

Егор Донецк, Украина 2. Декабрь, 2012

А куда в слове "ВСЕГДА" вместить завоевательные войны Исуса Навина? А разгул аморальности во времена отступничества? Reply

Рахель Моргун К.Шмона, Израиль 1. Декабрь, 2012

Спасибо! На мой взгляд народ избран благодаря нашим праотцам Аврааму , Ицхаку , Яакову. Именно они заложили все лучшие качества ,как милосердие ,справедливость ,гармонию и т.д. Они являлись образцом страха и любви к Творцу,полного подчинения воле Б-га.Только еврейский народ поверил Б-гу и пошел в пустыню , только еврейский народ сказал :" наасе вэ нишма".Избранность -это не "каприз" , это великое доверие к народу , что он понесет "знамя " Торы и будет достойным в исправлении этого мира . Рахель Reply

Элияу 30. Ноябрь, 2012

Не каприз - и не влюблённость !
Странны такие утверждения раввина - да ещё на хабадском сайте. Ведь в комментариях на главу КИ ТЕЦЕ объяснено почему война которую ведёт душа в этом мире является РАЗРЕШЁННОЙ ( милхемет ршут ) - а не ЗАПОВЕДАННОЙ . Напомню - что первым творением ( на уровне мысли -а не речи! )были души Израиля ( все) - к которым и был обращён вопрос Творца о выборе - спуститься ли в нижний из миров - с потерей явной связи с Ним - чтобы пройдя ВСЕ тяжкие - подняться на уровень более высокий ( большей близости к Творцу ) - или не рискуя - остаться с Творцом . И НАШ выбор определил и всё дальнейшее! И отношение Творца к нам - это не каприз и не влюблённость - это отношение ЛЮБИМОГО к ЛЮБИМОЙ ( кнессет Исраэль ) ! Reply

Анатолий Дортмунд, Германия 29. Ноябрь, 2012

Я всегда был того мнения, что евреи избранны только для того, чтобы нести людям веру во Всевышнего и быть примером вв служении ему. Первую часть евреи выполнили. И мусульманская вера, и христианская вера, это дочери иудейской веры.т. е. эту часть евреи выполнили. А вот со второй частью пока не получается. Вместо того, чтобы у нас учиться веры во Всевышнего, мы научились у язычников неповиновению повелений Всевышнего. Это в данный момент. А ранее они нас не любили за то, что мы слишком рьяно верили и преклонялись ему. Т. е. неевреи не любили нас вначале за то, что мы были слишком верны нашей вере, а теперь за то, что мы многие отошли от этой веры. А есть и третье,очем мы почему>то не говорим.Это о том, что мы должны быть дружным и единым народом. А наша разобщенность, наше желание, каждого из нас быть изо всех "самыми, самыми" и приводит к тому, что мы не только не любим один другого, как самого себя, но и ненавидим друг друга. Вот это и есть наша беда. Евреи объединяйтесь! Reply

Александр Postov on Don, Россия 29. Ноябрь, 2012

Да-да, хоть и самая великая но её нужно уметь читать. Потому и выбраны люди умеющие это делать для себя и других. Reply

innesa sofonoav bogota , colombia 29. Ноябрь, 2012

IZBRANNOST IA CHUSTVOVALA V SHKOLE POTOMU CHTO MENIA DRAZNILI EVREIKA A ESLI NE DELILAS DRNGAMI S PODRUZKAMI TO ESHE I ZIDOVKA( VIDIMO SOZVUCHNO S ZADINA)
DUMAU CHTO MI IZBRANNI DLIA SOXRANENIA TORI , VED NET MESTA NA ZEMLE GDE NAS NET . Reply

Яков Байтин Кирьят-Бялик, Израиль 2. Июль, 2011

Спасибо и уважаемому раву и уважаемым комментаторам. Возможно, я прочитал сейчас наиболее умные комментарии. Это замечательно! Есть одно замечание к одному из комментариев, в котором говорится, что "любовь", это нечто более глубокое. Полагаю, что было бы более корректным для комментатора объяснить конкретно, что же он имел ввиду. Или не писать ничего.
Н-да... Надо поспрашивать у Него, почему он выбрал наших Отцов... Значит, Он рассчитывал и рассчитывает на нашу верность - что-то в нас есть для этого изначально. Ибо, не мог Он промахнуться и не дать очень важное,- не заложить в сознание. Отец заложил в меня, тогда пацана, всего 4 заповеди (или напомнил их). И я живу по ним десятки лет. Всевышний, полагаю, был не менее сообразительней отца и ничего не забыл... +)
Почему-то мне подумалось, что ВСЁ, связанное с Творцом, допустимо делать и в субботу. +) Reply